ПРОГРАММА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Обжерихинская основная школа» ( 2016-2020 годы)
Село Обжериха Юрьевецкий район Ивановская область 2016 Структура программы развития
Введение.
2.1. Общие сведения стр. 6 2.2. Социальное окружение стр. 6 2.3. Структура управления школой. стр. 6 Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ 2.4. Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение стр. 7 2.5. Здоровый образ жизни стр. 18 2.6. Материальное обеспечение стр. 23 2.7. Финансирование стр. 24 2.8 Социальные партнеры стр. 24
деятельности МКОУ Обжерихинской ОШ.
программы. стр. 63
Введение Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Обжерихинская основная школа» (далее МКОУ Обжерихинская ОШ) на 2016-2020 годы ( далее Программа) - это общественно- педагогическое прогнозирование и обоснование развития школы, направленная на реализацию приоритетных направлений стратегии развитии образования в Ивановской области. Она определяет опережающую роль школы в удовлетворении нового качества образования и равного доступа жителей сельского социума представляемых школой образовательных услуг. Отсутствие свободных рабочих мест в районе, преобладание слабо механизированного труда в сельском хозяйстве, в промышленности и в строительстве, привели к необходимости формирования нового типа выпускника, ориентированного на получения знаний для работы в наукоемкой, высокотехнологичной отраслях экономики. . Программа основана на документах федерального, регионального и муниципального уровней: ü Закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. Информационная справка об образовательном учреждении. 2.1 Общие сведения. МКОУ Обжерихинская ОШ расположена берегу реки Волги. История школы начинается с 1948 года. В 1964 году построено новое здание Обжерихинской средней школы. В 2007 году Обжерихинская средняя школа реорганизована в основную. Учредитель школы – Управление образования администрации Юрьевецкого муниципального района. Школа является юридическим лицом. Здание школы типовое. Школа имеет 11 классных комнат, спортивный зал, библиотеку, столовую на 48 мест, мастерскую. В школе оборудован компьютерный класс. С 2007 года школа имеет выход в интернет. Техническое состояние школы удовлетворительное. В школе обучается в среднем 40 учащихся. Скомплектовано 9 классов. Школа малокомплектная, 5 классов-комплектов. Из трех населенных пунктов обучающиеся подвозятся школьным автобусом. 2.2 Социальное окружение В школе обучаются дети из четырех сел – Новленское, Обжериха, Жуковка, Новое Жуково. Район дотационный, поэтому многие поселения не могут обеспечить работой жителей. Закрыты предприятия, не функционируют колхозы и совхозы, поэтому местное население вынуждено уезжать на заработки в Москву, на север или заняты в сфере обслуживания. Социальный состав в большинстве - безработные и пенсионеры. Молодежь предпочитает уезжать из сел. Школа расположена в 20 километрах от районного центра. В селе работает культурный центр: библиотека, ДК. Некоторые учащиеся после уроков ездят в г. Юрьевец в школу искусств. Можно сказать, что школа является социокультурным центром села и является самым активным участником всех культурных и спортивных мероприятий. 2.3 Структура управления школой. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Органами управления Учреждением являются: директор Учреждения и коллегиальный орган управления школой Управляющий Совет. Формами самоуправления являются: Управляющий Совет, Педагогический совет Учреждения, Общешкольный родительский комитет, организация школьного самоуправления учащихся. В школе имеется полный пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность нашего образовательного учреждения. 2.4 Характеристика образовательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение В МКОУ Обжерихинской ОШ реализуются следующие уровни общего образования: - начальное общее образование; - основное общее образование. Освоение основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего образования проходит в следующие сроки:
Реализуемые образовательные программы: Образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО); Образовательная программа основного общего образования (ФК ГОС ООО, ФГОС ООО). Режим работы школы. Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Начало учебного года – 1 сентября. Продолжительность учебного года – 34 недели. Обучение проходит в одну смену. Начало занятий в 8.30, продолжительность урока – 45 минут, 35минут в 1 классе. Во второй половине дня проводятся индивидуальные консультации, работа кружков, факультативов, элективных курсов, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Расписание уроков составлено по нормам, согласовано с ТО Роспотребнадзор в г. Кинешма, Кинешемском, Заволжском, Пучежском и Юрьевецком районах. Недельная нагрузка для учащихся начального звена 20 – 22 учебных часа, среднего звена 28 – 32 учебных часа. В план работы школы включены спортивные, оздоровительные программы для детей и родителей, регулярно проводятся Дни здоровья. Расписание уроков составлено с учетом норм СанПиНа с помощью компьютерной программы «1:С. Хронограф». Все рекомендации Рособрнадзора в этой программе учтены и применяются на практике. Здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения уделяется большое внимание. Администрация школы при посещении уроков постоянно контролирует дозировку домашнего задания, оптимальность нагрузки, применение здоровьесберегающих технологий на уроках. Отмечается оригинальность и грамотный подбор упражнений для физкультминуток, релаксические паузы, комфортный психологический климат на уроках. Во внеурочное время ежедневно в школе работают спортивные секции. Освоение основных образовательных программ по уровням образования осуществлялось в соответствии с календарным учебным графиком. Учебный план реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с внесёнными изменениями) и соответствует всем его требованиям. Учебный план начального общего образования по ФГОС НОО состоит из обязательной части. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отсутствует по причине 5-дневной недели обучения, определенной календарным учебным графиком ОУ. Представленные в плане образовательные области и количество заявленных часов по учебным предметам соответствуют ФГОС НОО. Учебный план предусматривает соответствие наименований учебных предметов, количества часов на изучение каждого учебного предмета, предельно допустимой учебной нагрузки. Учебный план начального общего образования обеспечивает исполнение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебный план содержит указания на определенные образовательным учреждением формы промежуточной аттестации. Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям: - спортивно-оздоровительное - общеинтеллектуальное - общекультурное - духовно – нравственное - социальное. Внеурочная деятельность детей организована с учетом выбора ребенком совместно с родителями видов сфер деятельности и практико-деятельностной основы образовательного процесса. Реализация учебного плана на начальном уровне общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе: - учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - универсальных учебных действий; - познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Учебный план для классов, обучающихся по ФГОС, ориентирован на 4-летнийй нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Характеристика воспитательной работы. Тема работы школы: формирование патриотического сознания и развитие трудовых качеств личности. Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в школе и классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни) и информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности). Цель воспитательной работы Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. Задачи - Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся. - Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика. - Способствовать сплочению классного коллектива. - Формировать собственную позицию жизни ученика. - Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика. - Формирование потребности в самообразовании. - Сориентировать в правильном выборе будущей профессии. - Сохранение и укрепление здоровья учащихся. - Формировать стремление к здоровому образу жизни. Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы: - Гражданско-патриотическое. - Спортивно-оздоровительное. - Нравственно-эстетическое. - Коммуникативное. - Трудовое. - Профилактика правонарушений. - Работа с родителями. - Экологическое. Ожидаемые результаты реализации системы воспитательной работы: - Обеспечение повышения статуса воспитания в образовательном учреждении на основе общественного согласия. - Создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единство обучения и воспитания, как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования. В традиционных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением зажечь детей. А так же сформированность классного коллектива, отношения между учениками. Дополнительное образование. В школе действуют бесплатные кружки. Охват учащихся кружковой работой достаточно большой и превышает учащихся в школе. Это объясняется тем, что школа расположена в селе и является единственным источником организации досуга. Наиболее посещаемы спортивно-туристические кружки. В секциях, кружках различной направленности как в стенах школы, так и вне её работа с родителями. Цель воспитательной работы с родителями – дать психологические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья. В школе созданы и работают Родительский комитет и Управляющий совет. Профилактическая работа. Направления данной работы: беседы, индивидуальные консультации, вовлечение в общественную работу в школе, классе, вовлечение в кружки, секции. Отслеживается занятость учащихся, состоящих на ВШК и ПДН, в свободное время, в период каникул привлечение их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях. Строго отслеживается посещение и пропуск уроков. В результате этой деятельности составляется социальный фон школы и с каждым ребенком ведется профилактическая и разъяснительная работа. Здоровый образ жизни. Одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся, согласно программе «Здоровье». Сущностью здоровьесбережения в школе является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив. Через педагогику - к здоровью, через образование - к здоровому образу жизни. Основными задачами здоровьесбережения являются: - Формирования потребностей учащихся в сохранении и укрепление своего здоровья. - Создание в школе здоровьесберегающей среды. - Информационное обеспечение процесса здоровьесбережения. - Применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса: - внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии; - принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов; - разработана программа здоровья; - позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, продумывается оформление школы; - разработан и внедрен комплекс мер по поддержанию здоровья педагогических работников школ. Материально-техническая база позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережение участников образовательного процесса: для учащихся и сотрудников работает 1 спортивный зал, столовая, библиотека, 1 компьютерный кабинет. В школе созданы модели взаимодействия учителей, учащихся и родителей с целью проведения информационно-обучающих мероприятий; Проводится диагностика и мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей; освоены педагогами методы и технологии урока, сберегающие здоровье учащихся; осуществляется поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. Здоровьесберегающие мероприятия, проходящие в школе: -традиционными для школы стали дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники, профилактические беседы с родителями и учащимися; - проведение физкультурных минуток во время уроков; - организованы спортивные секции; -проводятся подвижные перемены; -профилактические беседы с родителями и учащимися; -ежегодно совершается экскурсии и поездки по родному краю; Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся. На базе школы открыт и действует школьный центр здоровья «Школа – территория здоровья. Материально-техническое оснащение образовательного процесса Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Обжерихинская основная школа» располагается в двухэтажном кирпичном здании общей площадью – 2240 кв. м, которое сдано в эксплуатацию в 1964 году. В здании школы оборудованы учебные кабинеты:
всего 11 классных комнат. Имеется: -мастерская - спортивный зал, спортивная площадка. - столовая –доготовочная (48 мест). - библиотека Осуществляется периодическое пополнение и обновление фонда. Библиотечный фонд востребован: учащиеся и педагоги пользуются учебниками, художественной литературой, методической, познавательной литературой. Количество читателей составляет 100% от общего количества учащихся. Учителя – 9 – 100% Все учащиеся школы обеспечиваются учебниками в полном объеме. Образовательное учреждение оснащено следующей оргтехникой:
- 5 компьютеров имеют выход в Интернет.
Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующие требованием для реализации базового уровня общего образования. В кабинете информатики оборудовано 5 рабочих мест для обучающихся. Приобретены и используются в учебном процессе множительная и копировальная техника, аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование. Школа подключена к сети Internet. Используется лицензионное программное обеспечение. Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы. Организован доступ обучающихся и педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ. Объекты спорта: В формировании системы спортивно-оздоровительной работы важное место принадлежит урокам физической культуры, организации и проведению спортивных праздников, соревнований, Дней здоровья. Для этого в школе есть необходимое спортивное оборудование. Учитель физкультуры имеет возможность использовать на уроках и во внеурочной деятельности разнообразное оборудование и снаряды: козел, перекладины для разного возраста, канат, шведскую стенку, мячи, лыжи, скакалки, гимнастические палки, кегли, гимнастические скамейки, маты и т.д. Организация питания: Питание школьников осуществляется на базе школьной столовой -доготовочной на 48 посадочных мест. Количество посадочных мест в обеденном зале позволяет обеспечить посадку учащихся в одну перемену. Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Питание предусматривает: горячие завтраки, обеды. Учащимся из многодетных семей предоставляются бесплатные завтраки. Все желающие могут получать горячие завтраки и обеды за счет родительской платы. Средняя стоимость завтрака 20 руб., обеда-30руб. Организация медицинского обслуживания: Для охраны здоровья обучающихся медицинское обслуживание проходит на договорной основе с ОБУЗ Кинешемская ЦРБ на базе Обжерихинского ФАП по следующим направлениям:
- вакцинация обучающихся - медицинские осмотры - проведение диспансеризации обучающихся
- индивидуальные и групповые беседы со школьниками о личной гигиене и прививках. - гигиеническое образование педагогов и родителей. 2.8. Социальные партнёры Школа активно сотрудничает со своими социальными партнёрами. Это – упарвление образования Юрьевецкого муниципального района, глава администрации сельского поселения, сельская библиотека, сельские дома культуры, детский сад. Согласован и план просветительской работы сельской модальной библиотеки с планом внеурочной и досуговой деятельности учеников нашей школы. Администрация сельского поселения оказывают школе финансовую и материальную помощь, присутствуют на мероприятиях, а ученики и учителя в свою очередь оказывают помощь по благоустройству поселений, помощь ветеранам, принимают участие в поселковых мероприятиях культурного характера. 3. Проблемно- ориентированный анализ деятельности МКОУ Обжерихинской ОШ Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, ответственной, дисциплинированной. Приоритетным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. Системный анализ актуального состояния школы выявил целый ряд проблем, позволил увидеть управленческие риски, найти механизмы их преодоления. 3.1 Состояние системы образования. Сущность проблемы. А) Сравнительно низкие учебные показатели. Б) Неопределенность многих выпускников в выборе будущей профессии и неуверенность в своих учебных возможностях. П р и ч и н ы: – ухудшение социально-экономического положения семей многих учащихся; – игнорирование родителями учеников организации в семье здорового образа жизни; – ухудшение экологии и в связи с этим – рост заболеваний среди обучающихся. Как следствие данного процесса удручающая картина школьного контингента: 52% родителей школьников – безработные, домохозяйки, пенсионеры; 89% родителей школьников имеют образование среднее и ниже; 19 % семей школьников в категории неполных; 32 % семей школьников в категории многодетных; – слабая мотивация учащихся в обучении (низкая культура семейного воспитания и пр.); – отсутствие возможности использования дополнительных образовательных услуг из-за проблемного финансового положения семей; – школа отвечает еще не всем современным требованиям, не может обеспечить в полной мере качественное образование школьников (отсутствие необходимой материальной базы, более современного оборудования, недостаточное использование инновационных технологий обучения и др.); – недостаточная подготовка учащихся к жизни в информационном обществе; – психологическая неготовность ряда педагогов к деятельности в условиях перехода школ на новые образовательные стандарты. Решение проблемы. Развитие школы в условиях модернизации системы образования мы видим в создании такой образовательной стратегии, которая могла бы обеспечить обучающимся возможность достижения реальных образовательных результатов, которые позволили бы им повысить уровень своей конкурентоспособности и на рынке услуг в сфере среднего профессионального образования. Снижение интеллектуально-культурного потенциала семьи с одной стороны и постоянный рост требований рынка труда с другой, наталкивает школу на мысль войти в режим адаптивной школы, которая позволит подготовить ребенка разного уровня способностей и физического состояния к дальнейшему получению достойного образования и профессии. Первым шагом должно стать решение следующих вопросов: – обновление содержания, введение новых стандартов, модернизация системы управления школой; – расширение возможности школьников пользования информационными технологиями, подключение школы к высокоскоростному Интернету для использования мирового информационного ресурса; – пересмотр и усиление системы родительского всеобуча, более активное привлечение родителей в школьные мероприятия; – разработка педагогическим коллективом программы по организации деятельности с учащимися, имеющими низкие учебные возможности и недостаточную учебную мотивацию; – введение занятий индивидуальной подготовки для оказания помощи сильным и слабоуспевающим ученикам по тем предметам, где учащиеся затрудняются в восприятии и отработке материала на уроках, где требуется многократное повторение и индивидуальная помощь учителей; – продолжение обновления необходимой материальной базы школы, современного оборудования; – активизация использования инновационных технологий в образовательном процессе; – активизация разработки и продолжение внедрения учителями программ элективных курсов; – использование разноуровневых учебных программ и индивидуальных учебных планов; – по возможности увеличение контингента учащихся в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование за счёт детей других школ. Что уже сделано: действует Программа информатизации школы; все учителя прошли курсы ИКТ и по предметам, часть учителей обучались на курсах по введению ФГОС; ведутся элективные курсы. 3.2. Педагогические кадры. Проблема: – проблематичное приобщение педагогов, особенно старшего поколения, к информационным технологиям; – недостаточная подготовленность педагогического коллектива к работе по стандартам второго поколения.. Причины: – заработная плата молодого учителя не в силах конкурировать с зарплатами других профессий; – недостаточный уровень сформированности информационной культуры некоторых педагогов. Решение проблемы: – способствовать привлечение молодых специалистов к работе в школе; – активизировать процесс приобщения педагогов к ИКТ и интернет; – оснащать рабочие места современными техническими средствами, позволяющими использовать ИКТ и интернет в процессе обучения; – стимулировать педагогов использущих в педагогической деятельности информационные технологии, новые формы и методы обучения и пр.; – поддерживать гибкую систему материального и морального стимулирования специалистов . Что уже сделано: – составлен план-график обучения педагогов на курсах (дистанционные, модульно-накопительные и др.) – действует Программа информатизации. Особенности окружающего социума и низкая наполняемость образовательного учреждения предполагают изменение некоторых общепринятых стандартов и спроектировать свой вариант адаптивной школы. 3.3. Состояние воспитательной работы. Проблема. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивирующихся ранее ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. Кроме того, в настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план воспитание нравственности. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, к старшим. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга, ответственность. В настоящее время организации воспитательной работы в школе мешают внешние факторы: телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы. Прежде средства массовой информации являлись помощниками в воспитании подрастающего поколения, сейчас же они оказывают негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. В школе ограничена возможность у учащихся выбора объединения по интересам, посещать различные кружки и секции в результате малообеспеченности семей. Удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации воспитательной работы в школе. Именно школа часто становится основным очагом культуры микросоциума. При организации педагогического процесса в школе необходимо учитывать национальный состав обучающихся (в ОУ обучаются дети 5 национальностей). Причины. Анализ воспитательной работы позволил сделать вывод, что: – воспитательная система школы не дает желаемого результата и требует своей модернизации; – устарели формы и методы работы в классном коллективе; – классные руководители не всегда имеют строгую воспитательную систему класса; – не в полной мере используется потенциал классных часов; – уровень воспитанности некоторых учащихся школы невысок; – не в полной мере осуществляется воспитание гражданского самосознания. Решение проблемы. Реформирование воспитательной системы в школе должно привести к следующим позитивным результатам: 1) активизировать работу по патриотическому воспитанию; 2) создать условия для сохранения физического здоровья детей; 3) повысить уровень ученического самоуправления; 4) разнообразить виды деятельности в воспитательной работе; 5) обратить внимание на вопросы преемственности в воспитании; 6) использовать активные формы сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, социальным окружением. Что уже сделано. Разработана и реализуется новая воспитательная система школы, основанная на духовно-нравственном воспитании и здоровьесбережении детей 3.4. Формирование физически здоровой личности. Сущность проблемы, причины и пути ее решения. За последние несколько лет на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня широких слоёв населения, экологического неблагополучия среды обитания, появились отчётливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Анализ полученных данных о состоянии здоровья школьников позволяет сделать следующие выводы: – по состоянию здоровья преобладают ученики, отнесённые ко второй группе здоровья, достаточно большое количество обучающихся, подверженных хроническим заболеваниям; – ослабление зрения детей свидетельствует о большом объёме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года, проведения ежедневных упражнений для глаз; – большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения работы по подбору мебели, лечебной физкультуры; – неоднократны случаи заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и органов дыхания требуют обратить внимание на профилактическую работу медицинских работников, просветительскую работу среди школьников. В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего, курение и употребление алкоголя. Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие: – социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми; – увеличение учебной нагрузки; – недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей; – несвоевременная профилактика детских заболеваний и отклонений в физическом развитии школьников. Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий родителей, педагогов, врачей. Перевод школы в режим развития должен привести к следующим позитивным результатам: 1) увеличить число детей, занимающихся в 1-й группе здоровья; 2) сформировать у детей знания о собственном здоровье и факторах влияющих на состояние здоровья; 3) сформировать устойчивое положительное отношения, стойкую мотивацию к пониманию приоритетности своего собственного здоровья и здорового образа жизни. Основным документом направленным на решение проблем формирования физически здоровой личности в школе является школьная программа «Здоровье». На данный момент в школе ведется работа по формированию устойчивого положительного отношения, стойкой мотивации к пониманию приоритетности своего собственного здоровья и здорового образа жизни. 3.5. Взаимодействие и сотрудничество школы с семьей. Проблема. Новая образовательная парадигма позволила родителям стать субъектами образовательного процесса, другими словами, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Но не все родители стремятся принять участие в этом процессе. Часть их остается сторонними наблюдателями. У подавляющего большинства родителей отсутствует педагогическая компетентность из-за отсутствия психолого-педагогического просвещения. Причины: – недостаточное использование активных форм работы с родителями; – отсутствует личностно ориентированный подход по отношению к семье (массовый охват родителей одинаковыми формами работ малоэффективен); – не в полной мере осуществляется сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы. Решение проблемы. Привлечение родителей к инновационной деятельности школы. Привлечение родителей к деятельности в различных школьных и управленческих структурах, к руководству кружками и секциями во внеурочное время. Предложенные изменение системы взаимодействия школы и семьи должно привести к следующим результатам деятельности: – возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии со школой; – нахождение самых разнообразных точек творческого и воспитательного соприкосновения школы и родителей; – преодоления противоречий между семьей и школой. Что уже сделано. В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями – это их вовлечение в управленческие (Управляющий совет), учебно-воспитательные (открытые уроки, педсоветы, круглые столы, внеклассные мероприятия), хозяйственные (участие в ремонте школы) и другие стороны жизни школы, традиционные родительские собрания, заседания родительских комитетов. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Школьный педагогический совет включился в мониторинг отношений между семьей и школой, курирует проблемы семейного воспитания школьников. 4. Наше видение миссии школы. Цели и задачи. Мы хотим иметь школу равных возможностей (адаптивную). Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факты, которые определяет процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются: - природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. - особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис; распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, а отсюда – неполных семей, отъезд одного, а то и обоих родителей на заработки в Москву и воспитание внуков бабушками приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому, школа должна возмещать издержки семейного воспитания Анализ работы школы позволяет сделать вывод о том, что некоторые аспекты проблемы самореализации личности школьника решены. Однако в целом школа недостаточно продвинулась в решении рассматриваемой проблемы: не удалось разрешить противоречие между установкой на высокое качество знаний и потребностью умственного развития учащихся; между необходимостью сделать школу для всех учащихся более гуманной и отсутствием на практике права выбора учащимися профиля, спецкурса и т.д. Одним из путей разрешения этих противоречий может быть создание адаптивной школы, учитывающей возможности учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующую цель: Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, инициативности; формированию гражданской позиции, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе; пропаганде здорового образа жизни. Задачи программы: · обеспечение прав ребёнка на качественное образование; · переход на новые государственные стандарты · формирование системы педагогической работы в рамках новой модели школьника. · формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов; · воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, России; · совершенствование организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся; · построение системы взаимодействия с семьей и местным социумом. Направления реализации программы 1. Управленческая деятельность в системе обновленной школы В соответствии с новыми задачами школы необходимо скорректировать структуру управления, пересмотреть функциональные обязанности управленческого персонала и определить их роль в реализации программы развития. Осуществить информатизацию управленческой деятельности. Организовать педагогическое исследование по следующим направлениям: • инновационный потенциал учителей; • рейтинг учителей; • значимость и интерес к учебному предмету (рейтинг предметов); • психологическая атмосфера уроков; • социальный заказ, включая мнение родителей о школе; • мотивация школьников к обучению; • роль оценки и отметки; • умения и способности школьников. • Представляется важным создание: • службы маркетинга (анализ образовательных потребностей, рынка труда, реклама, межведомственное взаимодействие); • службы мониторинга (учебные достижения, психологическое развитие учащихся, социализация личности, воспитанность, физическое развитие, здоровье); Модель выпускника на разных ступенях образования. Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: 1.Уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; 2. Освоить ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации; 3.Быть готовым к профессиональному выбору, уметь ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей; 4. Воспринимать гуманистические и демократические ценностные ориентации, быть готовность следовать этическим нормам поведения в жизни. Выработать умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей). 5.Усвоить знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 6. Добиться понимания причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости; 7. Овладеть базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования. 8. Быть способным и уметь на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей; 9.Примененять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, избиратель). 10. Освоить основы научных знаний об окружающей действительности, о взаимосвязях ее объектов; приобрести уменияи навыки познавательной деятельности); 11. Уметь логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др. 12. Воспринимать ценностные идеалы гражданского общества — социальная справедливость, свобода — личная, индивидуальная; жизнь человека, его благосостояние и достоинство; межнациональный мир; семейные традиции, патриотизм. 13.Знать о технологиях и технологической стороне любого труда (включая учебный); иметь представления о методах научного управления процессами труда; 14. Уметь планировать свой труд (включая учебный); 15. Выработать культуру труда на уровне допрофессиональных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей действительности; умения преобразовательной деятельности. 16. Иметь мотивацию к творческому труду. 17. Использование язык и другие средства коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию. 18.Осовить систему эстетических ценностей, интерес к художественной культуре, иметь способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, эстетический кругозор и др). 19. Уметь оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и результат творческого труда (своего и других людей); 20. Приобрести навыки и способы художественной деятельности, отражающие индивидуальные возможности и творческий потенциал личности. 21. Иметь установка на здоровый и безопасный образ жизни. 22. Стремиться к физическому совершенствованию и уметь самостоятельно укреплять свое физическое и психическое здоровье. 23. Уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим. Интегрированным результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полноценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности. Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны: 1. Освоить основы формально-логического мышления и рефлексии, что будет способствовать формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности. 2. Приобрести опыт проектной деятельности принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости, развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. 3. Освоить умение оперировать гипотезами. 4. Овладеть чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения. 5. Усвоить основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание) 6. Быть готовыми к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовыми к выбору направления профильного образования. 7. Сформировать навыки взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; 8. Иметь представление о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика. 9. Приобрести практический опыт пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. 10. Выработать в себе способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 11.Уметь работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. 12. На практике освоить умения, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации. 13.Приобрести опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. 14. Уметь систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов). Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. 15. Уметь организовать поиск информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобрести навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Должны научиться осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. 16. Приобрести потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности. 17. Освоить эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; 18. Приобрести первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства. 19. Усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). 20. Использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. 21. Строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. 5. Стратегический план развития школы. 1. Переход на новые образовательные стандарты.
2.1. Развитие творческой среды для выявления особо одаренных и талантливых детей. 2.2. Совершенствование форм внеурочной деятельности, дополнительного образования, активизация участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности учащихся школы. 2.3. Дальнейшая работа по индивидуализации образовательного процесса, создание индивидуальных образовательных планов. 3. Совершенствование учительского корпуса. 3.1. Продолжить работу по созданию механизма мотивации инновационной работы педагогов, самообразования и самосовершенствования. 3.2. Вовлечение большего числа учителей в практику прохождения дистанционных, модульно-накопительных курсов. Расширить круг педагогических Интернет-сообществ, сети творчески работающих учителей 3.3. Продумать систему мер по привлечению в школу молодёжи. 4. Сохранение и укрепление здоровья школьников. 4.1. Выявление причин ухудшения здоровья школьников. Работа по устранению этих причин. 4.2. Активизация спортивной работы. Ремонт спортзала. Закупка Спортинвентаря тренажеров. Оборудование детской спортивной площадки. 5.Формирование плана действий 5.1. Достижение современного качества образования Опыт реализации предыдущей Программы развития ОУ заставляет более внимательно отнестись к данному разделу, так как именно он является главным информационным источником для программ и планов на каждый из пяти ближайших лет. Цели и задачи подпрограммы Ц е л ь: обеспечение доступности, современного качества образования на основе развития инновационных процессов школе. З а д а ч и: – развитие системы непрерывного образования в школе (от предшкольного образования до предпрофильной подготовки); – всестороннее совершенствование системы школьного образования; внедрение новых образовательных технологий; – адаптация школьников к современным социально-экономическим условиям социума; – развитие индивидуальных качеств учащихся Мероприятия по реализации подпрограммы
О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы: – к 2020 году переход на новую систему образования (ФГОС) . – повысить качество знаний. 6.2. Педагогические кадры Глубокий анализ качества преподавания требует проведение в школе конкретной деятельности: – активизация процесса приобщения педагогов к ИКТ; – стимулирование педагогов использующих в педагогической деятельности информационные технологии, новые формы и методы обучения и пр.; – поддержание гибкой системы материального и морального стимулирования специалистов (особенно молодых); – регулярное прохождение курсов повышения квалификации, учеба современным педагогическим технологиям и обмен передовым опытом; – оснащение рабочих мест современными техническими средствами, позволяющими использовать ИКТ в процессе обучения. О с н о в н а я ц е л ь подпрограммы: развитие педагогических ресурсов школы. З а д а ч и: привлечение к работе в школе молодых специалистов; решение вопроса стимулирования передовой инициативы учителей и молодых специалистов школы; активизация регулярного прохождения курсов повышения квалификации, учебы современным педагогическим технологиям и обмена передовым опытом. Мероприятия по реализации подпрограммы
6.3. Информатизация школы. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Стремительно возросла востребованность Интернета как информационного ресурса. Увеличилось число и разнообразие виртуальных услуг используемых для поиска конкретной информации (библиотечные базы, справочные и методические материалы, электронные учебники и пр.). Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Программа информатизации МКОУ Обжерихинской ОШ определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в школе. Ц е л и: – организация условий для широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс школы и интеграция школьных образовательных систем в единое информационно-образовательное пространство; – формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии; – обеспечение конкурентоспособности личности в условиях информационного общества. З а д а ч и: 1. Формирование информационной культуры обучающихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий. 2. Внедрение компьютерных информационных технологий во все сферы школьной деятельности. 3. Создание единого информационного пространства школы. 4. Определение, апробация и внедрение современных подходов к применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании. 5. Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий, развитие информационной компетентности педагогов. Расширение возможностей участников образовательного процесса для диалога с научной педагогической, культурной и политической средой через Интернет-технологии. 6. Совершенствование материально-технической базы в области обеспечения использования информационных технологий. Мероприятия по реализации подпрограммы «Информатизация школы»
6.4. Совершенствование воспитательной работы. Ц е л и: – создание условий для реализации на практике приоритета воспитания; – воспитание грамотного, творческого, физически здорового человека, способного жить в современном обществе; – направление усилий в организации воспитания учащихся на формирование гражданского становления и социальной самореализации. З а д а ч и: – выявить место и роль образовательного учреждения в современном социуме; – совершенствовать модель образовательного учреждения как адаптивной социальной педагогической системы; – способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности; – продолжать приобщение учащихся к здоровому образу жизни; – способствовать развитию самодеятельности, инициативы, самотворчества в коллективе. Системообразующий вид деятельности: совместный труд и коллективная творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Развитие воспитания в школе предполагает следующее: – создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знаний его индивидуальных особенностей и склонностей; – координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи; – взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; – развитие форм ученического самоуправления на основе деятельностного подхода;
Мероприятия по реализации подпрограммы «Совершенствование воспитательной системы»
.
.
О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы: – организация оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и социума, использование принципа суверенизации личности в органической связи с нравственным воспитанием, принципа гуманизации, ориентированного на интенсификацию интеллектуального развития школьников; – отсутствие правонарушений среди учащихся; – минимизация учащихся с низким уровнем воспитанности; – достижение уровня участия родителей в организации досуговой деятельности детей составит не менее 50 %; – соответствие выпускника школы разработанной модели. 6.5. Сохранение и укрепление здоровья учащихся Ц е л ь: сохранение и укрепление здоровья школьников. З а д а ч и: – отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных лиц, сторон, служб, организаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей; – развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников; – формирование у школьников позитивных установок на здоровый образ жизни; – формирование у родителей школьников позитивных установок на укрепление здоровья их детей; – нормативное правовое обеспечение деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся; – развитие системы мониторинга здоровья школьников; – совершенствование здоровьесберегающих условий в школе; – обеспечение школьников полноценным и сбалансированным питанием с целью улучшения показателей их здоровья и снижения заболеваемости. Мероприятия по реализации подпрограммы
О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы: – создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности; – снижение простудных и инфекционных заболеваний к 2020 году на 5 %; – уменьшение количества школьников, имеющих хронические заболевания; – предупреждение снижения количества здоровых детей; – 90%-ный охват учащихся спортивными секциями; – 100%-ный охват школьников горячим питанием; – обеспечение повышения умственной и физической работоспособности учащихся. – увеличение числа детей, занимающихся в 1-й группе здоровья; – формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах влияющих на состояние здоровья; – формирование устойчивого положительного отношения, стойкую мотивацию к пониманию приоритетности своего собственного здоровья и здорового образа жизни. 6.6. Семья и школа Ц е л и и з а д а ч и: – формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе; – формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми; – формирование психолого-педагогической культуры родителей; – развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми. Н а п р а в л е н и я р а б о т ы с родителями: – изучение; – информирование; – просвещение; – консультирование; – обучение; – совместная деятельность. Мероприятия по реализации подпрограммы
О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы: – повышение педагогической компетентности путем информационно-просветительской деятельности; – расширение спектра разнообразия активных форм взаимодействия школы и семьи; – повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, детской психологии, валеологии и пр. 7. Ресурсное обеспечение МКОУ Обжерихинской ОШ 7.1.Материально-техническая база ОУ. Оценку состояния и безопасности материально-технической базы образовательного учреждения педагогический коллектив МКОУ Обжерихинской ОШ проводит по следующим направлениям: 1) Безопасное состояние и содержание здания, специально оборудованных основных и вспомогательных помещений, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям пожарной и электробезопасности. Это достигается в результате следующих условий: – безопасность и надежность здания, основных и вспомогательных помещений; – безопасное устройство и эксплуатация инженерного, технологического и учебно-производственного оборудования; – соблюдение санитарно-гигиенического, теплового, светового режимов, правил пожарной и электробезопасности в учебных кабинетах, дополнительных учебных помещениях, спортивном зале; – санитарно-гигиеническое состояние пришкольной территории. 2) Состояние и содержание материально-технической базы спортивного зала в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, требованиями пожарной и электробезопасности: – оснащенность спортивного зала спортивным оборудованием, инвентарем, обеспечение безопасности эксплуатации. 3) Наличие договора с Обжерихинским ФАП ОБУЗ Кинешемская ЦРБ; - для оказания первой медицинской помощи. 4) Наличие и необходимое оснащение школьной столовой, включающее: – наличие специально оборудованного помещения для приготовления пищи, дополнительных помещений для хранения продуктов, достаточного количества технологического и холодильного оборудования; – наличие помещения, мебели, посуды для приема пищи. 5) Наличие и необходимое оснащение компьютерного класса: – наличие компьютерных классов, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, нормам пожарной и электробезопасности (компьютерных классов – 1, в них компьютеров –5 , Интернет); – количество компьютерной техники, ее состояние и соответствие санитарным нормам, требованиям ОТ и ТБ (компьютеры, видеопроекторы, принтеры, сканер); – обеспеченность учебно-воспитательного процесса ТСО, электронными ресурсами, методическими пособиями, дидактическими материалами, учебной и методической литературой. 6) Обеспеченность учебно-воспитательного процесса вспомогательными средствами для организации творческой, художественно-эстетической и досуговой деятельности обучающихся: – обеспеченность помещениями (библиотека – 1, мастерская-1 , учебные кабинеты- 11); 7.2. Кадровое обеспечение программы развития. 1) Укомплектованность необходимыми и квалифицированными специалистами, обеспечивающими работу с обучающимися: – укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами; – прохождение педагогическими работниками ежегодных медицинских обследований; – обучение по охране труда; – совершенствование профессиональной подготовки и повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с целями и задачами программы развития. 2) Укомплектованность образовательного учреждения обслуживающим персоналом, обеспечивающим санитарно-гигиеническую обработку, уборку и своевременный текущий ремонт помещений, используемых в учебно-воспитательном процессе: – наличие в штатном расписании достаточного количества ставок рабочих по комплексному обслуживанию здания; – укомплектованность – прохождение техническим персоналом ежегодных медицинских обследований, обучение по охране труда. 7.3. Организационное обеспечение программы развития 1. Разработка нормативных документов, распорядительной документации, локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной системы: – приказы, распоряжения по ОУ; – нормативно-правовая база системы дополнительного образования; – локальные акты; – планы работы; – рабочие программы и программы дополнительного образования; – журналы учета проведенных занятий; – анализ работы, отчеты о проведенных мероприятиях. 2. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся: – календарный учебный план-график, режим работы ОУ; – учебный план; – расписание учебных занятий, элективов, индивидуально-групповых занятий; – расписание занятий в системе дополнительного образования – организация индивидуального обучения. 3. Организация работы школьной столовой. 4. Организация работы методических объединений. 5. Организация труда педагогических работников и специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися в урочное и внеурочное время. 6. Организация работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, обеспечивающего санитарно-гигиеническое состояние и текущий ремонт учреждения. 7. Работа по соблюдению техники безопасности при работе с обучающимися в урочное и внеурочное время. 8. Организация механизма управления Для успешной реализации программы Администрация МКОУ Обжерихинской ОШ : – обеспечивает состояние и содержание здания, помещений, инвентаря и оборудования, материально-технической базы спортивного зала, учебных кабинетов, используемых в учебно-образовательном процессе, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, требованиями пожарной и электробезопасности; – решает вопросы кадрового обеспечения и укомплектованности необходимыми квалифицированными педагогическими работниками, техническим персоналом; – решает вопросы по обеспечению программы нормативно-правовой документацией; – обеспечивает межведомственное взаимодействие всех организаций, имеющихся на территории микросоциума, заинтересованных в достижении целей и решении задач программы развития; – решает вопросы по финансовому обеспечению программы: 1) из бюджетных средств по оплате труда педагогическому, техническому персоналу; 2) по модернизации материально-технической базы в части приобретения учебного оборудования и наглядных пособий учебных кабинетов в соответствии с профилями обучения на старшей ступени; 3) по оснащению образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с требованиями государственного стандарта к оснащению образовательного процесса с целью обеспечения повышения качества, эффективности и информатизации образования; 4) по обеспечению образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизации материально-технической базы ОУ в части обеспечения единого информационного образовательного пространства на основе ИКТ; Управление образования Администрации Юрьевецкого муниципального района : – решает вопросы финансирования по оплате труда педагогических, технических работников, а также по отдельным направлениям работы программы; – оказывает содействие, помощь и контролирует работу программы по отдельным направлениям. 9. ИСТОЧНИКИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Целевые индикаторы эффективности реализации Программы развития школы
№№ пп |
Целевые индикаторы |
|
1. |
Создание современной инфраструктуры школы |
|
1.1. |
Создание современного интерьера в школьном здании и пришкольной территории |
|
1.2. |
приобретение современного учебного оборудования для предметных кабинетов (по каждому кабинету) |
|
1.3. |
оборудование зон отдыха и игровой комнаты |
|
1.4. |
Обеспечение требований, норм и правил: |
|
1.4.1. |
охраны труда и техники безопасности; |
|
1.4.2. |
пожарной безопасности; |
|
1.4.3. |
санитарно-гигиенических (СанПиНа). |
|
1.5. |
Оснащение: |
|
1.5.1. |
столовой современным технологическим оборудованием |
|
1.5.2. |
спортивного зала инвентарём и оборудованием |
|
1.5.3. |
образовательного процесса современными средствами обучения, в том числе ИКТ; |
|
1.5.4. |
Переоснащение автопарка |
|
1.6. |
Реорганизация учреждения для реализации новых функций школы : |
|
1.6.2. |
Оборудование библиотеки новой мебелью, пополнение фонда; |
|
1.6.3. |
Пополнение медиатеки; |
|
1.7. |
Удовлетворенность школьной инфраструктурой участниками образовательного процесса: |
|
1.7.1. |
учащимися; |
|
1.7.2. |
родителями; |
|
1.7.3. |
Педагогами |
|
2. |
Обновление содержания и технологий образования |
|
2.1. |
Количество и качество учебно-методических материалов, разработанных для обновления содержания и технологий образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования( для каждой ступени образования): |
|
2.1.1. |
Разработана образовательная программа начальной школы на основе ФГОС общего и полного образования |
|
2.1.2 |
Разработана и реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся общего и полного образования; |
|
2.1.3. |
Разработана и реализуется программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся общего и полного образования; |
|
2.1.4. |
Разработана программа коррекционной работы . |
|
2.2. |
Обеспеченность учебного процесса рабочими учебными программами, соответствующими ФГОС начальной школы |
|
2.2.1. |
обеспеченность рабочими учебными программами инвариантной части учебного плана |
|
2.2.2. |
обеспеченность рабочими учебными программами предметов компонента ОУ; |
|
2.3. |
Обеспеченность учебного процесса рабочими учебными программами, соответствующими Федеральному государственному стандарту основного общего образования |
|
2.3.1. |
обеспеченность рабочими учебными программами инвариантной части учебного плана основной школы; |
|
2.3.2. |
обеспеченность рабочими учебными программами предметов компонента ОУ; |
|
2.3.3. |
обеспеченность рабочими учебными программами предпрофильной подготовки учащихся; |
|
2.4. |
Обеспеченность учебного процесса рабочими учебными программами, соответствующими Федеральному государственному стандарту среднего (полного) общего образования |
|
2.4.1. |
обеспеченность рабочими учебными программами инвариантной части учебного плана старшей школы; |
|
2.4.2. |
обеспеченность рабочими учебными программами предметов компонента ОУ; |
|
2.5. |
Создание новой системы внутришкольного мониторинга: |
|
2.5.1. |
результатов освоения ФГОС. ( уровень овладения): личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями; |
|
2.5.2. |
результатов овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования; |
|
2.5.3. |
результатов овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования. |
|
2.6. |
Удельный вес численности учащихся: |
|
2.6.1. |
проходящих на базе школы системную предшкольную подготовку; |
|
2.6.2. |
9-х классов, обучающихся по индивидуальным планам |
|
2.6.3. |
10-11-х классов, обучающихся по индивидуальным планам |
|
2.6.4. |
обучающихся по индивидуальным учебным планам всего; |
|
2.6.5. |
занятых исследовательской деятельностью учащихся; |
|
2.6. 6. |
удельный вес численности выпускников образовательных учреждений, продолжающих образование. |
|
2.6. 7. |
занятых в системе дополнительного образования (в школе, в системе учреждений дополнительного образования детей). |
|
3. |
Конечные результаты деятельности школы: |
|
3.1. |
показатели здоровья учащихся – индекс здоровья |
|
3.2. |
уровень воспитания обучающихся (выше среднего по району); |
|
3.3. |
успеваемость (по данным внешней независимой оценки); |
|
3.4. |
качество образования (по данным внешней независимой оценки); |
|
3.5. |
показатели социализации выпускников 9-х классов (в системе профессионального образования, в системе среднего образования); |
|
3.6. |
удовлетворенность населения (учащихся, их родителей, социума) условиями и результатами обучения и воспитания. |
|
4. |
Удельный вес числа педагогов: |
|
4.1. |
владеющих технологиями обучения на компетентностной основе |
|
4.2. |
владеющих информационно-коммуникационными технологиями обучения; |
|
4.3. |
использующих здоровьесберегающие технологии обучения; |
|
4.4. |
работающих с одаренными детьми; |
|
4.5. |
ведущих инновационную (экспериментальную) работу. |
|
5. |
Эффективность используемых педагогических технологий (выявляется через конечные результаты деятельности школы и соответствие уровня обученности учащихся уровню их обучаемости): |
|
5.1. |
процент успеваемости учащихся по школе; |
|
5.2. |
процент успеваемости учащихся по уровням школы: |
|
5.2.1. |
начальная школа; |
|
5.2.2. |
основная школа; |
|
5.2.3 |
старшая школа |
|
5.3. |
процент успеваемости учащихся по предметам; |
|
5.4. |
соответствие уровня обученности учащихся уровню обучаемости; |
|
5.5. |
результативность участия учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах; |
|
5.6. |
процент учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью; |
|
5.7. |
процент учащихся, занимающихся проектной деятельностью; |
|
5.8. |
процент педагогов, ведущих инновационную (экспериментальную) работу по выявлению эффективности применяемых педагогических, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы |
|
6 |
Повышение качества школьного образования: |
|
6.1. |
охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой; |
|
6.2. |
уменьшение количества неуспевающих и второгодников; |
|
6.3. |
повышение функциональной грамотности выпускников школы: |
|
6.3.1. |
рост уровня грамотности чтения; |
|
6.3.2. |
рост уровня математической грамотности, |
|
6.3.3. |
рост уровня естественно-научной грамотности учащихся; |
|
6.4. |
соответствие качества образования выпускников основной школы требованиям государственного стандарта основного общего образования (по данным ГИА. ОГЭ); |
|
6.5. |
соответствие качества образования выпускников средней (полной) школы требованиям государственного стандарта общего ( по результатам ЕГЭ); |
|
7. |
Создание системы выявления и поддержки талантливых и одарённых детей: |
|
7.1. |
количество одаренных детей в банке данных (% к общему контингенту учащихся); |
|
7.2. |
участие талантливых и одаренных детей в конкурсах, олимпиадах и других творческих видах деятельности; |
|
7.3. |
результативность участия талантливых и одаренных детей в творческих видах деятельности. |
|
8. |
Сохранение и укрепление здоровья школьников: |
|
8.1. |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры |
|
8.1.1. |
оборудование зоны отдыха и занятий физической культурой на пришкольной территории |
|
8.1.2. |
организация медицинского обслуживания учащихся. |
|
8.1.3. |
переоборудование кабинетов современной мебелью, соответствующей требованиям СанПина; |
|
8.1.4. |
рациональное использование видеоэкранных средств; |
|
8.2. |
Рациональная организация образовательного процесса: |
|
8.2.1. |
использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих обучение с учётом возрастных особенностей; |
|
8.2.2. |
оптимизация учебной нагрузки. |
|
8.3. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: |
|
8.3.1. |
введение физкультурных групп здоровья |
|
8.3.2. |
организация занятий физической культурой с учащимися, отнесёнными ко всем медицинским группам; |
|
8.3.3. |
введение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режим дня; |
|
8.3.4. |
организация кружков, секций в школе (охват). |
|
8.4. |
Охват учащихся туристско-краеведческой работы. |
|
8.5. |
Охват учащихся летним отдыхом на базе школьного оздоровительного лагеря |
|
8.6. |
Организация питания: |
|
8.6.1. |
охват питанием; |
|
8.6.2. |
привлечение средств . |
|
8.6.3. |
охват родителей просветительской работой по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни |
|
9. |
Расширение самостоятельности школы: |
|
9.1. |
увеличение доли внебюджетных поступлений в фонд развития школы; |
|
9.2. |
участие общественности в мониторинге состояния и развития школы |
|
9.3. |
доля родителей , общественности, бывших выпускников в органах государственно-общественного управления школой |
|
9.4. |
наличие ежегодного публичного отчета о реализации Программы |
11.Оценка результатов программы.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
- методы психодиагностики;
анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.